Согласно действующему законодательству в прямые обязанности правления (руководителя) ЖКХ/Застройщика входит обеспечение устройствами доступности (народное название ПАНДУС) подъездов жилых домов. Отсутствие данных устройств является прямым нарушением прав потребителей, Жилищного кодекса РФ, государственной программы «Доступная среда», ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), а также ряда других законодательных актов, за неисполнение которых предусмотрены административные наказания.
Согласно: СНиП 35–01–2001, СП 35-101-2001 и др. нормативным актам: "Маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п."
Из чего следует, что к маломобильной группе населения можно отнести любое лицо, имеющее желание или потребность в перемещении по маршу лестницы коляски. Например: Дедушки, бабушки, тёти, дяди, братья, сёстры, подруги, друзья, соседи и т. д. – лица, оказывающие помощь по уходу за ребёнком (прогулки, перемещение для временного ухода (присмотра) вне места жительства ребёнка); лица, занимающиеся профессиональной деятельностью в качестве нянечек, гувернанток (в зависимости от условий договора) и т. п.; любые из вышеуказанных лиц - посетители (гости) граждан проживающих в данном жилом доме – люди (Российского, либо иностранного гражданства) с колясками.
Беспрекословность выдвинутых государством требований по обеспечению доступной, безбарьерной среды для маломобильной группы населения подтверждается введением административных санкций на лиц, допустивших данное нарушение. Об этом указано в ст. 16 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой "Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур … несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ". Статьёй 9.13 "Кодекса РФ об административных правонарушениях", предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в виде административного штрафа до 30 (тридцати) тысяч рублей. Кроме того, согласно ст. 7.22 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, несут ответственность в виде административного штрафа в размере до 50 (пятидесяти) тысяч рублей, за нарушение правил содержания жилых помещений. А также, ст. 14.4 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований влечёт наложение административного штрафа до 50 (пятидесяти) тысяч рублей. Также неисполнение требования о соблюдении доступности пользования жилыми помещениями относится к нарушению прав потребителей, за что п.3 ст. 14.8 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Следует добавить, что отсутствие доступности относится к нарушению прав потребителей, в результате чего любой потребитель (пользователь данного дома/подъезда) может подать в суд исковые требования о нарушении его прав и взыскании моральной компенсации (государственной пошлиной не облагается). Таких потребителей может быть неограниченное количество человек и подавать подобные иски они могут по нескольку раз (что называется "по кругу"), пока ответственное лицо за содержание жилого дома не снабдит вверенный ему дом устройствами доступности. О количестве возможных исков можно предположить исходя из того, что в Санкт - Петербурге преобладают девяти этажные дома, в среднем 12 - 14 подъездов, в каждом подъезде по 4 квартиры, в каждой проживает в среднем по 3 человека. Итого: 9 х 13 х 4 х 3 = 1404 человек. Принимая во внимание, что в данном случае для возбуждения судебного процесса не нужно нести материальные расходы, а также не обязательно присутствовать в зале суда (применить дистанционный способ), а всего лишь достаточно отправить одно письмо и в результате получить денежную компенсацию, не сложно предположит количество предполагаемых исков (лёгкого обогащения). При этом, не стоит забывать о том, что оплата исковых требований будет производиться из бюджета жилищного хозяйства, то есть из средств всех собственников жилья. В итоге, из-за отсутствия устройства доступности пострадают не только ответственные лица за содержание жилых домов, но и все жители многоквартирного дома.